Практическое руководство по Игре «Хорошее поведение»

Джослин П. Р., Остин Дж. Л., Дональдсон Дж. М., Воллмер Т. Р.

Название статьи по-английски: A Practitioner’s Guide to the Good Behavior Game

Ссылка на оригинал статьи: https://www.researchgate.net/publication/344676756_A_Practitioner’s_Guide_to_the_Good_Behavior_Game

Обзор подготовил Александр Статников

Аннотация

Игра «Хорошее поведение» (ИХП) — процедура изменения поведения, которая в последнее время снова оказалась в фокусе внимания исследователей в области наук о поведении. Хотя первоначально она применялась для изменения поведения в условиях классов начальной школы, современные исследования указывают, что ИХП — универсальная процедура, которая эффективна в различных школьных контекстах. При этом наличие значительного числа литературных источников и вариаций процедуры могут затруднять поиск ясных и конкретных клинических рекомендаций по достижению максимальной эффективности. Настоящая статья освещает бэкграунд ИХП, содержит обсуждение различных модификаций процедуры и важных для её проведения моментов, описание того, как процедура может реализовываться в различных контекстах, ответы на часто задаваемые вопросы, а также соображения относительно будущих направлений исследований.

Ключевые слова

Управление классом, разрушительное поведение, Игра «Хорошее поведение», групповые договоры, консультирование школ

Примечание: статья является обзорной и не содержит в себе подробного описания проведенного авторами исследования.

Введение

Во введении даётся общее представление о том, что такое Игра «Хорошее поведение», упоминается ряд исследований, подтверждающих её эффективность.

Обсуждается, какие механизмы обеспечивают наличие быстро достигаемого отчётливого эффекта. Авторы выделяют такие компоненты как (1) наличие конкретных правил и моментальных последствий, (2) задействование на протяжении всей сессии процедуры дифференциального подкрепления низкой частоты поведенческих реакций, которая, в итоге, обогащает классную среду, увеличивая общую доступноть подкрепительных стимулов при условии реализации приемлемого поведения, (3) опору на социальные обусловленности, существующие в классе, (4) применение очков или стимулов, которые могут служить в качестве дискриминативных стимулов, указывающих на доступность наград за победу в игре, а также в качестве обусловленных подкрепительных или наказующих стимулов.

Рассматриваются возможные механизмы потенциальных долгосрочных эффектов ИХП, такие как (1) связь со снижением импульсивности в ходе её реализации и (2) осуществление процедуры в критические для развития учебных и социальных навыков периоды (так как исследования, показывающие наличие лонгитюдных эффектов проведены именно с детьми, которые принимали участие в Игре в первых классах начальной школы).

Также авторы коротко перечисляют в каких условиях и контекстах, с какими формами целевого поведения в настоящий момент применяется Игра.

Популярные варианты ИХП

В этом разделе авторы рассказывают о четырёх ключевых компонентах первоначальной версии ИХП, а затем перечисляются различные изменения, которые вносились на протяжении существования Игры. Упоминаются такие изменения, как предоставление ученикам ролей судьи, применение независимых групповых обусловленностей в сочетании с взаимозависимыми, отсутствие деления на команды, использование загадочного критерия успеха и некоторые другие.

Также, авторы обращают внимание на то, что несмотря на наличие большого числа вариации, немногочисленные сравнительные исследования обычно не выявляют превосходства одной модификации над другой.

Соображения относительно внедрения ИХП

Авторы выделяют и описывают ряд важных моментов, которые следует учитывать при планировании и проведении Игры. Среди них взаимодействие с учителем и другими заинтересованными лицами, выбор целевых форм поведения, тех контекстов, в которых Игра будет проводится, выбор наград, продуманное деление на команды, способ наглядной (если нужно) фиксации очков/штрафных отметок, определение критерия успеха, сбор данных фона, выбор того, кто будет вести Игру (учитель, ученики и т.п.), объяснение ученикам условий Игры, отслеживание эффективности применения.

Часто задаваемые вопросы

В этом разделе авторы делятся своим клиническим опытом и дают возможные ответы на часто возникающие вопросы, среди которых «Провоцирует ли взаимозависимая групповая обусловленность ИХП негативное давление или буллинг со стороны сверстников», «Что делать с учениками, которые пытаются нарушать правила и портить результаты команды» и многие другие.

Обсуждение

В этом разделе авторы подводят итоги написанной статье, ссылаются на таблицу с возможными наградами для учеников разных возрастов и приложение А к статье, которое представляет из себя краткую памятку, содержащую описание процедуры и основные советы по повышению эффективности. Приложение Б — это возможный вариант чек-листа с анализом задачи по проведению Игры для педагога (предполагающем оценку процессуальной точности) и полем для сбора данных.

Также, намечаются возможные направления для будущих исследований, такие как (1) более внимательное изучение различных вариантов процедуры, (2) создание и исследование оптимальных способов обучения учителей проведению ИХП, (3) оценка влияния и выгод, получаемых учителями, (4) выявление механизмов, обеспечивающих долгосрочные эффекты.