Руководство по оформлению постерных докладов

Колин Паррингтон. Перевод с английского. Над текстом работали: Светлана Анисимова, MS, BCBA, Мария Сударикова, МА, ВСВА, Мария Рогачева, MA, BCBA.

Источник: http://colinpurrington.com/tips/poster-design Перевод с англ. Светлана Анисимова, MS, BCBA

Эпизод 1.

Что такое постер (стендовый доклад)?

Постер — это закрепленный на стене большой лист бумаги, представляющий ваши исследования на конференции.

Постер состоит из:

  • короткого названия;
  • введения в животрепещущую тему вашего исследования; обзора вашего новаторского подхода;
  • ваших удивительных результатов, представленных в виде графиков, таблиц и схем); небольшого, но глубокого обсуждения вышеупомянутых результатов;
  • списка важных для вашего исследования ранее опубликованных статей;
  • кратких благодарностей окружающим за огромную помощь и финансовую поддержку.
  • Если весь текст сведен к минимуму, то человек может прочесть весь ваш доклад менее чем за пять минут (действительно может!)

Почему постер иногда лучше, чем устный доклад.

Хотя вы могли бы изложить все вышеперечисленное в течения пятнадцатиминутного сообщения на том же мероприятии, постер дает возможность ближе пообщаться с людьми, которые интересуются темой вашего исследования или какой-нибудь экзотической, но от того не менее увлекательной смежной областью. Постер удобен еще и тем, что его могут увидеть, пока вы проводите время в баре, а также и после конференции, если вы найдете подходящее местечко, чтобы его повесить. И, наконец, стендовый доклад особенно рекомендуется в том случае, если вы боитесь публичных выступлений – или боитесь говорить на каком-то языке (это-то и есть настоящая причина изобретения постерных сессий). Кроме того, постер – это хорошо не только для вас: ученые доказали, что люди, вынужденные стоять (представьте себе постерную сессию) больше вовлечены в происходящее, чем сидящие (подумайте о выступлениях на конференции) http://spp.sagepub.com/content/early/2014/06/12/1948550614538463.abstract.

Лучший совет, который я могу дать тем, кто делает стендовый доклад первый раз в жизни – это описать, в каких условиях на ваш которой постер в конце концов будут смотреть: в жарком, шумном, тесном помещении с очень плохим освещением. Организаторы непременно разместят ваш постер между двумя другими, куда более занимательными, вроде «Обучение домашних кошек холодному синтезу» или «Качание головой и фырканье-кряканье у необычайно милых детенышей красной панды». Хуже того – постерные сессии зачастую проводят одновременно с фуршетом, так что их участники слегка пьяны и заняты тем, чтобы увлечь привлекательную особу в свой номер. В таких обстоятельствах ваш постер должен быть одновременно интересным и визуально притягательным – если вы надеетесь привлечь зрителей.

Если вы новичок в создании постеров, вам понадобится пять минут, чтобы найти постеры в интернете – просто чтобы увидеть, какое разнообразие макетов можно использовать. В дополнение в поиску в гугле (например, по запросу «стендовая сессия»), посмотрите коллекцию постеров на Facultyof 1000. Но не стоит подражать всему что вы видите – в сети множество совершенно ужасных постеров, а некоторые должны считаться преступлением против человечества. Часть проблемы заключается в том, что люди, занимающиеся дисциплинами, в которых приняты стендовые сессии (наука, инженерия и т.д.) очень редко изучают основы типографского дела, выбора цвета и макетирования. Другое объяснение – люди, занимающиеся этими дисциплинами, имеют аллели, не позволяющие им в полной мере осознавать такие концепции как трата своего драгоценного времени или использование мелкого шрифта, чтобы вместить побольше текста.

Наверное, в том есть понемножку и от генов, и от среды. Независимо от причины, вы не должны делать свой постер похожим на то, что другие выложили в сети.

В отличие от рукописи, постер может выглядеть различным образом в зависимости от формы диаграмм и фотографий. Вы же действительно не хотите, чтобы ваш постер был похож на каждый второй постер в комнате. До тех пор, пока вы оставляете достаточно свободного пространства, логику расположения столбцов текста и даете читателю подсказки, определяющие движение его взгляда от одного элемента доклада к другому, вы можете не сдерживать свои творческие порывы.

Получение обратной связи через листочки Post-it®.

Самая важная часть в подготовке хорошего постера – это создание черновика. Как минимум за месяц до конференции дайте нескольким окружающим взятку за то чтобы они покритиковали ваш постер в ваше отсутствие. (В вашем присутствии они могут сказать что все и так очень хорошо). Попросите их оставить свои замечания на листочках Post-it®, которые вы им дадите; подскажите им, что вам нужны замечания о содержании, количестве слов, связности текста, четкости рисунков, размере шрифта, грамотности и т.п. Вы можете напечатать для своих друзей миниатюрную копию постера на листе писчей бумаги – они смогут достаточно хорошо прочитать текст, чтобы высказать свои соображения (за исключением ваших старых друзей, которые уже не могут читать мелкий текст из-за старения и всего такого). Если у вас есть проектор, покажите ваш постер на большом экране и попросите наклеить листочки с замечаниями на экран (вам опять-таки лучше выйти куда-нибудь на это время)

Еще один способ получить замечания – это конвертировать ваш постер в формат JPG и разместить его в интернете в группе, участники которой критикуют друг друга. Конечно, может случиться так, что вам придется изрядно подождать, потому что участники группы настоящие ленивцы. Так что вам стоит послать ссылки своим друзьям или твитнуть им: «Дорогие, помогите пожалуйста сделать мой постер менее отстойным. Комментарии приветствуются». Получение обратной связи через интернет особенно удачная идея, если у вас нет друзей, которые могут посмотреть на ваш черновик в реальном мире.

Выбор программы для создания постера

Лучшими программами для создания постеров большого формата являются профессиональные программы для редактирования и верстки, такие как sQuarkXPress, InDesign, LaTeX (postertemplates; niceinstructions; beautifulexample), и Scribus (niceinstructions, thoughwithoutimages). Эти программы позволяют организовать обтекание текста вокруг картинок, связывать текстовые блоки и многое другое. Но если вы знаете что делаете, вы можете сделать прекрасные постеры с помощью графических программ, таких как Illustrator, CorelDRAW, Freehand, и Omnigraffle. Некоторые рекомендуют бесплатное приложение Inkscape, но я еще не пробовал с ним работать.

Если вам нужно много подсказок, попробуйте PosterGenius. Ну и наконец Microsoft Power Point тоже подойдет, но только потому что многие с ним знакомы и умеют использовать. Выбирайте что-нибудь, но Powerpoint – только если умеете справляться.

Сделанные вручную постеры далеко превосходят все, что вы можете напечатать на принтере, и они могут стать изюминкой конференции – но только если вы знаете что делаете. А вы, скорее всего, не знаете. Но если я ошибаюсь насчет этого – пришлите мне свое фото на фоне вашего затейливого постера и мы опубликуем его здесь. Бонусные баллы, если вы будете одеты во все черное.

Шаблоны постеров.

Мои шаблоны (все они бесплатные) приведены ниже. Если вы нашли среди них подходящий, то прежде всего потратьте несколько минут на то, чтобы отрегулировать размеры (в PageSetup) таким образом, чтобы получить шаблон нужного размера (обычно организаторы конференции присылают эти данные). Может быть вам даже придется удалить один столбец, если нужная вам ширина намного меньше, чем базовый размер шаблона. Как следует повозиться с размерами на этом этапе гораздо, гораздо предпочтительнее, чем делать это позже. После того как установите нужный размер, просто замените «бла, бла, бла” вашей собственной тарабарщиной, добавьте немного графики, и готово!

Обратите внимание: нет необходимости упоминать меня в разделе «Благодарности». Очень мило, что подумали обо мне, если вы это сделаете — и без обид, если не сделаете.

Шаблоны в разных форматах можно скачать по ссылкам:
1. poster-template-horizontal-1-purrington.ppt (Microsoft Powerpoint), poster-template-horizontal-1-purrington.odg (OpenOffice Draw).

2. poster-template-horizontal-2-purrington.ppt

3: poster-template-horizontal-3-purrington.ppt

4. poster-template-vertical-1-purrington.ppt (Powerpoint), poster-template-vertical-2- purrington.odg (OpenOffice Draw).

5. poster-template-vertical-2-purrington.ppt.

Эпизод 2.
Какие разделы необходимо включить в постер *

* в прикладном анализе поведения постер может включать не все перечисленные автором компоненты. Пожалуйста, используйте это руководство как организующую схему для структурирования своего материала – примечание переводчика.

Название должно кратко (1, максимум 2 строки) описывать предмет исследования, общий экспериментальный подход и исследуемую систему (например, организм) и быть настолько броским, чтобы привлечь проходящего мимо человека, даже если он не вполне трезв.

Тезисы. Не включайте тезисы в ваш постер. Постер – это и есть тезисы, так что размещать тезисы на ваших тезисах – только попусту занимать место. Понятно, почему возникает такая путаница: если вы представляете свой постер на конференции, вас скорее всего попросят предоставить тезисы… но эти тезисы – для сборника материалов конференции, а не для печати на постере! Если вас по каким-то причинам вынуждают включить тезисы в постер – пожалуйста, согласитесь с этим требованием, но спросите организаторов конференции, откуда у них такие дурацкие требования. В конце концов, не пишите длинные тезисы, а если хотите показать свое раздражение, напишите «пожалуйста, смотрите детали на постере» (всего 5 слов!).

Введение. Заинтересуйте вашего зрителя темой или вопросом, используя минимум базовой информации и определений (такие вещи усыпляют читателя, а это опасно, если он или она стоит); быстро опишите вашу проблему в контексте уже опубликованных литературных данных; затем вбросьте интересную гипотезу… и только потом вы можете описать (кратко) экспериментальный метод, которым проверяли свою гипотезу. Обратите внимание: то, что “явление Х никогда не было изучено ранее” – классическая… и классически неудачная причина для того чтобы делать что-либо! В отличие от статьи, в постере раздел «введение» – отличное место для размещения фотографии или рисунка, связанного с каким-нибудь аспектом вашего исследования [примерно 200 слов].*

* В нашем случае этот раздел лучше назвать Цель исследования – примечание переводчика.

Материалы и методы. Дайте краткое описание экспериментального оборудования и процедуры эксперимента, но без детализации, необходимой для статьи; если это возможно, используйте рисунки и диаграммы, иллюстрирующие дизайн эксперимента; добавьте фотографию или рисунок с изображением организма или условий опыта и снабдите картинку названием; перечислите использованные методы статистического анализа и укажите, как они соотносятся с вашей гипотезой [примерно 200 слов].

Результаты. В первую очередь следует сообщить, был ли ваш эксперимент успешным (например, “90% птиц выжили после удаления мозга”) и в том же абзаце кратко описать качество результатов (например, “выжившие птицы были близки к летаргии и с трудом находили пищу»), чтобы придать вашему постеру более личный характер. Во втором абзаце проанализируйте данные, непосредственно относящиеся к вашей гипотезе, сопровождая их диаграммами и рисунками; постарайтесь сделать подписи к ним максимально привлекательными и имеющими самостоятельную ценность (они должны нести важную информацию, которую заметит даже посетитель, который пропустил все остальные разделы вашего постера); таблицы также сопроводите подписями, но при возможности используйте рисунки. Это всегда самый большой раздел постера (за исключением тех случаев, когда у вас нет никаких данных) [примерно 200 слов, не считая подписи к рисункам, таблицам и диаграммам].

Выводы. Напомните читателю (избегая того, чтобы это звучало как напоминание) основные результаты и кратко напишите, подтверждают ли они вашу гипотезу. Попытайтесь убедить читателя в том, что вы получили интересный результат; покажите, что полученные вами данные имеют отношение и к ранее опубликованным работам и к реальным организмам и реальном мире; расскажите о направлении дальнейших исследований [примерно 200 слов].

Список литературы. Оформите список использованной литературы в точном соответствии с тем, как это принято в вашем сообществе. Уж поверьте мне, на конференциях граммар-наци замечают даже самые мелкие ошибки и оформлении и правописании. Ссылки на веб-сайты и подслушанные в Старбаксе сплетни одинаково неудачны в качестве литературных источников, так что найдите современные статьи, содержащие нужные вам факты или мнения. Если вы не читали статью полностью – не цитируйте ее [5-10 цитат].

Благодарности. Поблагодарите тех, кто внес в вашу работу конкретный вклад (предоставил оборудование, помог в проведении лабораторных исследований и статистической обработке результатов, прокомментировал черновики постера). Упомяните тех, кто финансировал исследование. Будьте искренни, но не переборщите с неформальностью; пишите имена людей, а не их звания (например, нужно писать Колин Паррингтон, а не доктор Паррингтон). В данном разделе должны быть ясно обозначены все моменты вашего исследования, которые могут быть связаны с конфликтом интересов или обязательств more info [примерно 40 слов].

Дополнительная информация. Если вы не слишком накосячили в вашей работе, некоторые посетители стендовой сессии могут захотеть узнать о ней побольше. В этом разделе вы можете указать свой электронный адрес, адрес вашего сайта или, например, дать ссылку или QR- код, по которым можно скачать PDF версию постера или данные исследования (только убедитесь при редактировании, что ссылки не написаны синим цветом или подчеркнутым шрифтом). Ну… это я, типа, сделал этот раздел, так что если ваш наставник считает его глупым – то это поэтому. Попробуйте все-таки им воспользоваться, если захотите! [примерно 20 слов]

Эпизод 3.

Что делать и чего не стоит делать с постером

1. Ошибка номер один – слишком длинный постер. Постеры с пространными убористыми текстами привлекают только тех, кого могут вдохновить стены, оклеенные вместо обоев рукописями. Скорее всего, вы не особо общаетесь с такими людьми. Они странные. Ваша цель – 800 слов; помните, что меньшее количество слов тоже годится.

2. Избегайте двоеточий в заголовке, если можете: ими злоупотребляют. Заголовки с двоеточием изобрели, чтобы внести немного юмора в озадачивающую тему постера. Например, «Атака Крона: вклад аллельных вариантов 16 хромосомы в развитие воспалительной болезни кишечника». Другая мотивация для использования двоеточия – стремление сузить и конкретизировать основную тему, если она (в целях привлечения большего круга читателей) слишком широка и неопределенна. Например: «Причины ожирения: совокупное влияние неподвижности и неограниченного питания на ежегодное увеличение веса у Homo sapiens». Юмор и точность — это прекрасно, но гораздо лучше обойтись без грамматических костылей (особенно если все остальные тоже их используют). Если использовать двоеточие абсолютно необходимо, убедитесь, что название при этом не расползается на три строчки.

3. Оформите заголовок в виде предложения (опция A, ниже), так, чтобы торговые марки, бинарные латинские названия видов, гены, аллели и т.д. (все данные, значение которых может меняться при изменении форматирования) не были неясными. Предложения читаются легче всего (да-да, кто-то провёл эксперимент). Избегайте курсива (Б), заглавных начальных букв в каждом слове (В); не стоит также делать все буквы заглавными (Г). Будьте уверены, люди определённого возраста все равно Подумают, Что Мои Советы Безумны И БУДУТ НЕ СОГЛАСНЫ ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ!!!! 50 лет назад они были бы правы: в докомпьютерную эпоху названия печатались заглавными буквами в начале каждого слова; мнения меняются медленно.

А. Влияние использования Лайкры на увеличение веса у Homo sapiens
Б. Влияние использования Лайкры на увеличение веса у Homo sapiens
В. Влияние Использования Лайкры На Увеличение Веса у Homo sapiens
Г. ВЛИЯНИЕ использования Лайкры на увеличение веса у Homo sapiens

4. Используйте шрифты без засечек (например, Helvetica) для названий и заголовков и шрифты с засечками (например, Palatino) для основного текста. Гораздо удобнее читать основной текст (маленькие буквы) с засечками. Именно поэтому романы никогда не набираются шрифтом Helvetica и подобными.

5. Не добавляйте в заголовки маркеры. Для разграничения разделов вполне достаточно использовать крупный жирный шрифт.

6. Ширина фрагментов текста должна составлять около 40 знаков (в среднем, 11 слов в строке). Более длинные или более короткие строки труднее прочесть быстро.

7. Не делайте фрагменты текста слишком большими (более 10 предложений).

8. При возможности организуйте текст не сплошным блоком, а в виде списка.

9. Используйте курсив вместо подчёркивания. Подчёркивание привлекает слишком много внимания к слову.

10. При написании аббревиатуры или числа (например, АТФ, или 42) в основном тексте, уменьшите размер шрифта на пару единиц, чтобы они не выделялись по размеру среди написанного строчными буквами основного текста (что будет происходить, если вы оставите размер аббревиатур или цифр по умолчанию). Использование уменьшенных заглавных букв иногда может помочь добиться желаемого результата, но этот эффект не одинаков в различных шрифтах и в различных программах.

11. Установите межстрочный интервал на единицу. Таким образом, вы сохраните эстетику текста при использовании надстрочных или подстрочных символов.

12. Не доверяйте кнопке «отступ», когда хотите вставить определённое количество пространства, делая отступ в начале абзаца (по умолчанию, как правило, отступ слишком большой). Установите отступ вручную, используя линейку.

13. При оформлении цитат в тексте убедитесь, что ваше программное обеспечение не использует символ “двойной штрих”. Двойные штрихи – это такие штучки, которые используются для обозначения дюймов (например, 5’11”) и в математических формулах.

14. Исправьте все ошибки в расстоянии внутри и между словами, особенно до и после текста курсивом (видите, насколько это может раздражать?!). Обратите внимание, что вы можете использовать один пробел между предложениями (двойной пробел был нужен для машинисток, а мы очень медленно меняем наши привычки). Используйте функцию поиска/замены для общей замены всех двойных пробелов на одинарные и для того, чтобы найти места, где между словами слишком много пространства.

15. Избегайте использования тёмных фонов. Тёмный фон превращает создание графика в кошмар. Чтобы ваш график был понятен на тёмном фоне, вам надо будет преобразовать цифры так, чтобы они выделялись на тёмном фоне, либо создать белые ячейки для цифр. Оба эти способа требуют времени, плюс второй вариант «съедает» белое пространство без необходимости. Лучше всего использовать белый фон. Заодно сэкономите на чернилах, и медийные люди не будут насылать на вас порчу.

16. Постарайтесь избегать цветовых сочетаний, которые могут быть неразличимы для людей, гены которых не позволяют им различать цвета. Примерно 8% мужчин и 0,5% женщин имеют такие нарушения (example). Чтобы убедиться в том, что вы не совершили ужасных ошибок в выборе цвета, вы можете воспользоваться бесплатным сервисом Vischeck или их плагином для фотошопа. В целом, не стоит использовать вместе красный и зеленый цвет; для графиков лучше использовать символы и текстуры (например, сплошной цвет и штриховка) вместо цветных элементов. В статье Ригдена (Rigden) в разделе полезной литературы приводится блестящий обзор, посвященный дизайну с учетом различных нарушений цветовосприятия зрителей.

17. Аналогично, если у вас есть генетическое нарушение цветовосприятия, о котором вам неизвестно, ваш постер может непреднамеренно оказаться трудным для восприятия представителями дикого типа (это биологический термин, обозначающий особей с типичными аллелями). Но вы можете пройти тест цветовосприятия онлайн (test your color perception online). Особенно рекомендую сделать это, если вы белый мужчина европейского происхождения. Пожалуйста, не надо шуток о близкородственном разведении!

18. Верстайте весь постер в одной операционной системе. Переход с PC на Mac или наоборот, с Mac на PC, чреват такими неприятностями, как потеря картинок или исчезновение осей на графике. Даже если вам повезет и ничего подобного не случится, смена системы часто приводит к сложностям при распечатке. Но может и прикольно получиться.

19. Названия графиков должны быть информативными. Вы можете не делать этого, когда пишете статьи для журнала, но при создании постера это пригодится, чтобы направлять внимание вашего зрителя.

20. Если вы сумеете сделать маленькие иллюстрации для каждого из графиков – сделайте! Визуальные стимулы привлекают зрителя и гораздо понятнее, чем сплошной текст. Для таблиц эта хитрость тоже отлично работает.

21. Выберите правильный вид графика (гистограмма, линейный график и т.п.). В этом поможет раздел “Watch your figures”.

22. Большинство программ, в которых создаются графики, автоматически выдают чудовищную легенду, которую нужно немедленно удалить. Проще добавить необходимые подписи вручную в текстовом редакторе.

23. Акронимы и другие сокращения удобны для беседы с самим собой, но просто ужасны в общении со слушателями. Используйте общие описательные термины, которые поймут даже те, кто не знаком близко с вашей специализацией. Сокращение всегда можно дать в скобках, например «Контрольный генотип (Col-0)»

24. Подписи оси Y гораздо легче прочитать, если они расположены горизонтально, не экономьте на этом место. Футболисты и другие слушатели со смещениями в шейном отделе позвоночника будут вам благодарны.

25. Форматируйте подписи как обычное предложение (Не Так и НЕ ВОТ ТАК). Текст в обычном формате люди прочитывают быстрее.

26. Никогда не используйте на графиках цветной фон, линии сетки и рамку. Если ваша графическая программа выставляет их автоматически – надо избавиться от них. Программистам, которые выставляют такие установки по умолчанию – руки оторвать надо, чтоб не брались больше за кодинг.

27. Никогда не показывайте двумерные данные в 3D. Трехмерные графики очень симпатично смотрятся, но при этом реальная разница в высоте столбиков может скрадываться. Оставьте 3D первокурсникам и журналу Time. Опять же, если вы знакомы с кем-то из программистов, кто включает 3D графики в настройки по умолчанию – сделайте что-нибудь, чтобы заставить их страдать. Из-за них страдает весь мир, так пусть ваша месть будет соразмерна этой боли!

28. Все детали на графиках и рисунках должны быть четко видны с расстояния 6 футов (примерно 1,80 м). Многие думают, что из крупного текста всем и так понятно, что показано на графиках, отмечено на осях и т.п. Это очень распространенное заблуждение. На самом деле большинство зрителей смотрят только на картинки.

29. С осторожностью используйте картинки из интернета. Если вам нужна красивая иллюстрация, фото и т.п. я настоятельно рекомендую вам Flickr; нужно просто написать автору и спросить разрешение использовать его или ее прекрасное фото для своего постера (в соответствии с авторскими правами, разумеется). Вам нужны картинки с высоким разрешением, чтобы при печати они не развалились на пиксели.

30. Фотография будет заметнее, если взять ее в тонкую серую или черную рамочку.

31. Если нужную фотографию все же не удалось найти – закажите ее. Эту картинку вы сможете использовать много раз – в постерах, презентациях и даже в большой статье для National Geographic. Множество иллюстраторов и фотографов будут рады выполнить ваш заказ, но я рекомендую двоих — Ainsley Seago, Alex Wild, они оба ученые, а значит, понимают, что такое наука и знают силу изображения.

32. Предоставьте ссылки на все изображения, которые не являются вашей собственностью. Используйте только изображения (картинки, фото и пр.), размещенные на полностью открытых сайтах. Если сайт не является публичным, вы, возможно, нарушите чьи-то авторские права. Реально, чуваки, используя что-либо без разрешения вы получаете жирный минус в карму. Если сомневаетесь, лучше спросить у автора/фотографа*.

*еще раз напоминаем – если вам нужны фото детей – обязательно берите письменные разрешения у родителей. Ну и коллег надо спросить, если в кадре они или их центр – примечание переводчика.page9image20303520 page9image20303728

33. Не забивайте верхнюю часть постера логотипами. Если по требованию руководителя вы обязаны включить в постер логотипы, разместите их внизу и помельче. Или напечатайте на обороте постера… ну или придумайте еще что-нибудь смешное, чтобы выразить пассивную агрессию. Узнать поподробнее о том, почему логотипы сверху это великий фейл, можно здесь Here.

34. Оформляйте ссылки на литературу по тем незыблемым правилам, которые приняты в вашей дисциплине. Эти правила есть везде, и все всегда следят, чтобы они выполнялись. Хаотично накиданные ссылки – признак непрофессионализма, это бросает тень и на ваш постер, и на его автора. Когда вы просите кого-то проверить постер, попросите отнестись к цитатам особенно пристрастно. Размер шрифта оставьте таким же, как и во всем остальном тексте. Все уменьшают шрифт, но это выглядит по-дурацки.

35. Если вы не знаете в чем разница между «аффектом» и «эффектом», не используйте такие слова. Пользуйтесь словарями, если знаете, что ваше правильнописание хорошее, но хромает.

36. Это кажется очевидным, но все же… не надо плагиата. Если это вам не очевидно – у меня есть специальный материал на эту тему, почитайте пожалуйста page on the topic.

* В оригинале приведена ссылка на статью «10 слов, которые вы должны перестать писать неправильно», но на русском, к сожалению, нет такого краткого пособия.
— примечание переводчика.