Анализ метаконтингентностей и макроконтингентностей преступлений чести в Иордании
Metacontingency and Macrocontingency Analysis Related to Honor Crimes in the Hashemite Kingdom of Jordan Thouraya Al-Nasser, Kenneth J. Burleigh, José G. Ardila Sánchez, Ramona A. Houmanfar Behavior and Social Issues (2019) 28:140–159 Обзор подготовила Светлана Анисимова, MS, BCBA, IBA
Преступления чести – это крайне жестокие культурные практики, направленные против женщин в целом и особенно распространенные в арабском регионе, которые могут доходить до убийства женщины членом её собственной семьи (обычно мужчиной). Эти преступления совершаются, когда женщина «позорит» свою семью, вступив в добрачные сексуальные отношения или проявляя иное «неподобающее» поведение (во многих случаях женщина может быть ложно обвиненной в таком поведении). Многие семьи решают эту проблему скрытно, выбирая мужчину-родственника (обычно брата, отца или дядю), который должен «очистить» честь семьи.
Широко распространенное мнение о том, что преступления чести поощряются религией (и в первую очередь исламом) не соответствует действительности. Ислам, как и христианство, не требует от верующих совершения подобных жестких действий.
Поведенческий аналитик Турайя Эль Нассер (ph.D., BCBA-D, IBA, LBA) вместе с коллегами выполнили детальный описательный анализ культурных условий, поддерживающих преступления чести как культурную практику, на примере Иордании, родины Турайи. Описание культурной среды Иордании позволяет выявить ключевые метаконтингентности и макроконтингентности, играющие важную роль в сохранении преступлений чести в Иордании и способствующие поддержанию и распространению этой практики.
Метаконтингентность и макроконтингентность — концепции в прикладном анализе поведения, позволяющие анализировать поведение больших групп людей и влиять на это поведение.
Метаконтингентность (metacontingency) — это концепция, расширяющая принципы оперантного обусловливания на уровень групп, организаций или культур. Этот термин введён для объяснения того, как социальные системы (в том числе очень большие) поддерживают или изменяют поведение своих членов через сложные взаимосвязанные контингентности. В отличие от индивидуальных контингентностей, метаконтингентности описывают системные паттерны, где поведение множества людей взаимосвязано и влияет на групповые результаты. Концепция метаконтингентности включает коллективное поведение (interlocking behavioral contingencies, IBCs) — взаимозависимое поведение нескольких людей, ведущее к общему результату, совокупный продукт (aggregate product) — результат коллективного поведения и селективные последствия — системные подкрепления или наказания, которые поддерживают или устраняют паттерны поведения в группе. Концепция метаконтингентности помогает анализировать координированные, взаимозависимые действия группы людей, ведущие к общему культурно значимому результату.
Макроконтингентность (macrocontingency). Эта концепция позволяет анализировать опосредованные взаимосвязи между независимым поведением множества людей и кумулятивными социальными или культурными последствиями их поведения. Макроконтингентности описывают совокупные эффекты действий многих людей в рамках группы, организации или общества, при этом индивидуальные действия отдельного человека могут не иметь прямых значимых последствий для самого человека, но их массовое повторение создаёт глобальные эффекты. Макроконтингентности позволяют понять, как культурные практики (нормы, традиции, законы) формируются через повторяющиеся поведенческие паттерны множества независимых индивидов и их долгосрочные последствия. Эта концепция помогает анализировать и изменять культурные практики через вмешательства на уровне групп.
Преступления чести в Иордании являются культурной практикой, на которую влияют честь и стыд, рассматриваемые как общие ценности, присутствующие в более широкой культурной среде. Некоторые практики в Иордании могут быть описаны как «достойные», например, щедрость; однако преступления чести обусловлены не только честью, но и стыдом в той степени, что если честь может быть общей ценностью для семей или небольших культурных групп, то стыд является общей ценностью для более крупных культурных сообществ. Макроконтингентности можно анализировать как многослойные культурные практики, где каждая культурная группа подвержена влиянию определенных факторов среды (например, общих ценностей). В данном случае практика, осуществляемая одной семьей, неизбежно будет находиться под влиянием практик более широкого сообщества. Таким образом, честь нельзя отделить от стыда, поскольку обе эти ценности разделяются на разных уровнях обществом в целом.
Также можно отметить, что общие ценности на системном уровне (среде) большинства потенциальных преступников и жертв усиливают мотивационные операции на индивидуальном уровне в зависимости от культурной группы, к которой принадлежит человек. Например, происхождение из бедных многодетных семей, низкий уровень образования, общая безработица и, в частности, для жертв — запрет на работу или получение высшего образования, зачастую невозможность выйти из дома без сопровождения матери, отца или брата. Таким образом, сохранение преступлений чести как культурной практики связано с определенной культурной средой, которая влияет как на организованные культурные группы (метаконтингентности), так и на общественные практики (макроконтингентности). Преступления чести в настоящее время все еще являются традиционной частью арабской культуры, что необходимо учитывать при разработке рекомендаций, которые могут обеспечить сохранение этой культуры без поддержания подобных жестких практик.
Например, снижение распространенности этой культурной практики или других подобных (таких как лишение женщин наследства, образования и работы) может быть достигнуто путем введения стимулов, наград и публичного социального признания для тех, кто «поддерживает изменения», — например, на уровне национальных лидеров или других известных мужских фигур, считающихся влиятельными образцами для подражания среди молодежи, со стороны королевской семьи Иордании, международных или местных неправительственных организаций или других структур, пользующихся уважением в обществе. Это может дать лишь очень медленный эффект, но в долгосрочной перспективе приведет к более устойчивым изменениям.
Более быстрый результат может быть достигнут за счет изменения культурных «вербальных» контингентностей в виде правил, связанных с этой практикой, что в конечном итоге может привести к снижению насилия в отношении женщин в целом. Например, к национальным и религиозным лидерам, которые поощряют и одобряют такие насильственные практики среди своих народов и сообществ, могут обратиться уважаемые члены общества (подчеркивая важность улучшения условий для женщин), чтобы те публично осудили эти укоренившиеся культурные обычаи. Такое появление новых правил поведения, провозглашенных национальными и религиозными лидерами и связанных с более гуманными ценностями, может поддержать изменение поведения, что, в свою очередь, постепенно повлияет на распространение и укоренение новых ценностей.