Установление сотрудничества (rapport building) и постепенное наращивание инструкций перед обучением отдельными блоками: переход от направляемой ребёнком игры к интенсивному обучению

Шиллингсбург М. А., Хэнсен Б., Райт М.

Название статьи по-английски: Rapport Building and Instructional Fading Prior to Discrete Trial Instruction: Moving From Child-Led Play to Intensive Teaching

Ссылка на оригинал статьи: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1284298/

Обзор подготовил Александр Статников

Аннотация

Обучение методом отдельных блоков (ООБ) эффективно для формирования навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако структура и обстановка такого обучения могут приобретать аверсивные свойства, что приводит к избеганию и соответствующим формам проблемного поведения. Учитывая значимые социальные дефициты, сопровождающие РАС, востребованы такие виды вмешательств, которые развивают социальный подход и снижают избегание. Установление сотрудничества (rapport building) или же «парирование» инструктора и обучающего контекста с высоко предпочитаемыми активностями до начала предъявления инструкций может снизить проблемное поведение во время последующих инструкций. Однако, путь от направляемой ребёнком игры к ООБ не очень хорошо описан. Постепенное наращивание инструкций может помочь заполнить этот пробел. В исследовании приняли участие четверо участников с РАС, которые находились в самом начале программ интенсивного поведенческого вмешательства. Участники прошли через девять стадий парирования и постепенного наращивания инструкций, что сопровождалось минимальным уровнем проблемного поведения и высокими процентами поведения «сидеть за столом» и «находиться вблизи от инструктора». Предложены руководства по внедрению стратегий установления сотрудничества (rapport building) перед началом интенсивного обучения детей с РАС.

Ключевые слова

Аутизм, обучение методом отдельных блогом, гашение избегания, постепенное наращивание инструкций, парирование, сотрудничество (rapport)

Метод

В исследовании участвовали двое 4-летних детей с РАС и двое 3-летних. Навыки 3 участников находились на уровне 1 VB-MAPP, а 1 одного участника — на уровне 2. У всех детей были выявлены преграды к обучению в сферах проблемного поведения и/или руководящего контроля.

Использовался последовательной (non-concurrent) многофоновый дизайн. Основными зависимыми переменными были (1) частота проблемного поведения (что именно считалось проблемным поведением определялось индивидуально для каждого участника) и (2) процент времени, в течение которого происходило поведение «сидеть за столом поблизости от инструктора».

В качестве фона использовались 10 минутные сессии, предполагавшие, что ребёнок будет находится за столом и получать от 1 до 5 инструкций каждые 15 секунд — в случае выполнения которых инструктор будет предоставлять доступ к предпочитаемым предметами/видам деятельности.

В сборе данных участвовали двое наблюдателей, подсчитывался процент согласованности.

Применялся девятишаговый протокол. Шаги 1-3 были посвящены преимущественно парированию инструктора и контекста обучения с высокомотивационными предметами и видами деятельности. Шаги 4-9 были посвящены постепенному наращиванию инструкций.
В статье приводится подробное описание протокола.

Результаты и обсуждение

В результате реализации протокола, у всех детей снизились частота проблемного поведения. Также, у 1 ребёнка, который испытывал с этим трудности, значительно увеличился процент времени пребывания вблизи инструктора сидя за столом (у других 3 детей таких трудностей исходно не наблюдалось). Каждая сессия длилась по 10 минут, суммарно потребовалось в среднем 10,5 часов работы на ребёнка — что в условиях интенсивной программы заняло от 1 до 2 недель.

Авторы считают, что полученные результаты могут рассматриваться как предварительное эмпирическое обоснование для рекомендаций использовать данный протокол с детьми с РАС.

Также, авторы отмечают, что несмотря на предоставленное ими достаточно подробное руководство по реализации протокола, конкретные показатели и промежуточные цели, а также то, с какого из 9 шагов начинать работу, должно определяться в соответствии с индивидуальными особенностями ученика и условиями предоставления помощи.

Предполагается, что в случаях проблемного поведения, направленного на избегание, протокол может служить альтернативой другими эффективным стратегиями, таким как как гашение или дифференциальное подкрепление альтернативного поведения. Однако, исследований, сравнивающих описываемый протокол с другими процедурами, на момент работы над статьей не проводилось.

Отдельным вопросом служит наличие/отсутствие противопоказаний к применению протокола в случае наличия опасных форм проблемного поведения — клинические решения, в данных случаях, по мнению авторов, должны приниматься наиболее осторожно и взвешенно. Возможно, в подобных ситуациях возрастает значимость данных, полученных при помощи процедур функционального анализа поведения.